Проблемы реформирования системы комплектования Вооруженных сил РФ

01.10.2013

Проблемы реформирования системы комплектования Вооруженных сил РФ. Закончена оцифровка и размещение на сайте Архива Егора Гайдара комплекса документов, связанного с разработкой реформы системы комплектования Вооруженных сил РФ в 2001-2003 гг. Материалы включают в себя переписку по связанным с реформой вопросам, протоколы различных совещаний, проекты соответствующей Концепции Федеральной целевой программы (ФЦП), проекты законов и их обоснования, расчеты, а также ряд материалов СМИ, связанных с военной реформой (в т.ч. интервью Е.Гайдара) и пр. Всего около 50 документов, которые отнесены в архиве к тематической рубрике «Военная реформа».

В 2001-2003 гг. Е.Гайдар активно участвовал в разработке концепции военной реформы. Так в 2001 году Институт экономики переходного периода с привлечением экспертов по обороне Госдумы и Академии военных наук провел исследование, посвященное проблемам формирования системы комплектования Вооруженных сил РФ (http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/years/details/4282).

При активном участии Е.Гайдара, экспертов, руководителей ключевых ведомств и Правительства был выработан проект Концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Переход к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту» (http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/years/details/4303) с пакетом соответствующих документов (финансово-экономическое обоснование (http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/years/details/4297) и пр.).

Е.Гайдар считал, что «система призыва, сочетающая прокламированную всеобщую воинскую обязанность, 2-хлетнюю службу и широкий круг льгот и отсрочек, приводит к тому, что армия комплектуется в первую очередь за счет юношей из наиболее социально неблагополучных семей, неспособных воспользоваться существующими льготами. Отсюда проблемы с качеством призывного контингента, уровнем образования, состоянием здоровья. Призыв по своей экономической природе является налогом, уплачиваемым в форме обязательной личной повинности».

В итоге, с учетом ряда обстоятельств была предложена схема перехода к системе, когда регулярные войска пополняются рядовыми и младшим командным составом только на добровольной основе. При этом обязательная военная служба для подавляющего большинства военнообязанных ограничивается шестью-восемью месяцами (http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/years/details/4313).

Стоит отметить, что одновременно с той концепцией реформы, сторонником которой выступал Е.Гайдар и специалисты Института экономики переходного периода, к началу 2003 года существовал также подход, отстаиваемый Министерством обороны. И если Е.Гайдар отстаивал концепцию, приоритетной задачей которой была именно скорейшая «реформа системы комплектования вооруженных сил», то для Министерства обороны ключевой задачей ближайших лет являлось «создание соединений постоянной готовности, причем не всех, а той их части из состава Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск и Морской пехоты, которые Генеральный штаб отнес к этой категории» (Критику концепции реформы, отстаиваемой Минобороны, см. например в письме Е.Гайдара В.В.Путину (http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/years/details/4308), а также в письме премьер-министру М.Касьянову (http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/years/details/4304)).

Придавая большое значение военной реформе, Е.Гайдар отмечал, что поскольку проблема комплектования вооруженных сил затрагивает огромное количество российских граждан, то и программа этой реформы должна быть максимально открытой. Только тогда она может быть поддержана широкими слоями российского общества. Сам Е.Гайдар дал ряд интервью, посвященных проблемам реформирования армии (например, интервью Е.Гайдара МК http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/years/details/4305) и позволяющих лучше понять принципы предлагаемой концепции реформы (см. также ответ Е.Гайдара на критику со стороны генерал-лейтенанта В.Смирнова http://gaidar-arc.ru/databasedocuments/years/details/3893).

Назад